Свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших проблем для инвалидов и маломобильных групп населения (граждане преклонного возраста, лица, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеванием или травмой, родители с детскими коляскам и др.)
ВИДЕО - ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ ВХОДНОЙ ГРУППЫ (нажми на картинку)

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция). Согласно Конвенции, государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
С 01.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее – Федеральный закон № 419-ФЗ), которым внесены изменения и дополнения в 25 федеральных законов.
ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ЗДАНИЯХ, ПОСТРОЕННЫХ ДО ИЮЛЯ 2016 ГОДА. (НАЖМИТЕ НА КАРТИНКУ)
ПО ВОПРОСАМ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ЗДАНИЯХ, ПОСТРОЕННЫХ С 1 ИЮЛЯ 2016 ГОДА (нажмите на картинку)
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): беспрепятственный доступ к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям; беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него и т.д.
Таким образом, ответственность за создание условий доступности для инвалидов в соответствии с действующим федеральным законодательством несут собственники (пользователи) объектов.
При оценке доступности объекта необходимо учитывать сроки проведения мероприятий по созданию условий доступности для инвалидов с учетом действующих на соответствующий период сводов правил по проектированию и строительству (до 01.07.2015 – СНиП 35-01-2001, с 15.05.2017 – СП 59.13330.2016).
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции и капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, либо, когда это возможно, обеспечит предоставление услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и современного федерального законодательства, принципиально различно решаются проблемы обеспечения доступности:
- новых объектов, введенных в результате проектирования и строительства, а т. ж. капитального ремонта и реконструкции;
- действующих объектов (до их реконструкции и капитального ремонта).
В первом случае применяются требования обязательных к исполнению нормативных документов в проектировании и строительстве в соответствии с принципами «универсального дизайна» (см. п.41 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521)
Во втором случае, с учетом принципа «разумного приспособления» организуется приемлемый вариант обеспечения доступности предоставляемых услуг на существующем объекте путем:
- обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг
- предоставления необходимых услуг по месту жительства (в ином месте пребывания его)
- предоставление услуг в дистанционном режиме (когда это возможно).
Описанные меры должны быть согласованы с общественными организациями инвалидов.
Особую значимость с позиции Федерального закона № 181-ФЗ (частью 4 статьи 15) приобретает организация помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации), включая сопровождение инвалида по объекту. Необходимость в этом может возникнуть не только на действующем, но и на новом объекте (с учетом особенностей нарушений имеющихся у ММГН).
Решение об организации помощи на объекте силами сотрудников учреждения (организации) обеспечивается комплексом организационных мероприятий, в т. ч. локальными организационно – распорядительными документами, закреплением ответственных за организацию и оказание помощи на объекте инвалидам и другим маломобильным гражданам, т. ж. обучением (инструктирование) персонала учреждения (организации).