+7 (499) 391-13-58
Трудоустройство инвалидов является одним из основных направлений нашей деятельности. Многие люди с ограниченными способностями желают и могут работать. Это дает возможность инвалидам адаптироваться в социальной среде, чувствуя себя полноценными личностями, приносящими пользу обществу.
ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Перенести вправо
Нашли нарушение по обеспечению "Доступной среды"? Сообщите нам об этом. Мы приложим все усилия для его устранения.
Сообщить о нарушениии

Читать также

Подписка

Калейдоскоп

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА К ИНВАЛИДАМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В ранних обществах инвалиды занимали положение ущербных, неполноценных, убогих людей: их считали обузой, людьми, не способными приносить пользу. Уделом инвалидов были бедность и ранний уход из жизни. В архаический период и в эпоху раннего Средневековья представление о физических дефектах понималось как наказание за грехи или как знак овладения злыми духами[1]. Подобное отношение к инвалидам часто приводило к тому, что их сторонились, опасались и считали изгоями общества. Обыденный образ жизни людей с физическими и психическими отклонениями в те времена превращался в ограничение и изоляцию, исключенность их из нормальной жизни, трудовых отношений, творческих сфер.

Век за веком и год за годом отношение к инвалидам менялось в положительную сторону, инвалид становился социально значимым. Уже восточные славяне начали проявлять общинные формы помощи и взаимопомощи при поддержке бедных, престарелых, немощных, больных, осиротевших сородичей и односельчан. В эпоху Киевской, а затем Московской Руси началось строительство монастырей, которые служили основным прибежищем для бедных, убогих, престарелых, сирот, нищих и других людей, нуждавшихся в помощи. Попытку создать стройную государственную систему социального обеспечения нуждающихся, в том числе инвалидов, предпринимал уже Иван Грозный и его последователи, но реальное воплощение эта идея получила при Петре: заботясь о судьбе больных и увечных воинов, Петр I своим указом от 31 января 1712 г. приказал построить для них специальные госпитали, а также указом от 20 апреля 1762 г. - особые лечебные дома для умалишенных[1].

Существовавшая в России система государственного призрения с петровской эпохи до начала XX века была ориентирована на оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся слоям населения с опорой на государственные и частные ресурсы, появились первые общественные организации, были заложены основы социального образования. В советской России наследие социального обеспечения царской эпохи было утрачено, а в 1920 — 1930-е гг. появились и получили развитие новые формы и направления: складывалась система государственного обеспечения, появились различные кооперативы и общественные организации инвалидов. С 1923 г. стали более активно создаваться производственные кооперативы, средний заработок инвалидов в которых был значительно выше индивидуальных пенсий. Общественные организации Всероссийское общество слепых (ВОС) и Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ) занимались вопросами трудоустройства инвалидов и решения различных проблем их социального обеспечения. Разнообразная помощь со стороны государства и общественных структур (потребкооперация, профсоюзы) оказывалась инвалидам и в годы Великой Отечественной войны: для содержания нетрудоспособных лиц организовывались дома инвалидов, предпринимались меры для обеспечения инвалидов работой.

В наше время положение инвалидов существенно преобразились. Со стороны государства им стали предоставляться льготы, пенсии, различные выплаты, организуются реабилитационные мероприятия. Но, как за рубежом, так и в России к инвалидам относились и относятся по-разному. Так, согласно правовым нормам и стандартам, в России инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[2]. В западноевропейских странах же преимущественно под инвалидностью понимается ограничение деятельности, которое вызвано современным социальным устройством, не рассчитанным на людей с нарушениями развития. В Конституции Российской Федерации термин инвалидность присутствует в совокупности с понятием «гарантии социального обеспечения»[3]. А в Германии, к примеру, согласно Конституции никто не может быть ущемлен в правах по причине своей инвалидности. Все граждане (не только инвалиды) имеют разрешение на реабилитацию и интеграцию в нормальную жизнь.

Таким образом, в ряде передовых стран Запада сложился широкий социальный подход к инвалидам и инвалидности, предусматривающий восприятие инвалидов как равноправных членов общества, но имеющих особые нужды, которые общество должно удовлетворить; социальный подход предполагает полную интеграцию инвалидов в общество и все его сферы на всех уровнях; инвалиды тут - не просто нуждающаяся в особых условиях категория, но абсолютно равные, равноправные члены общества, ничем не отличные от прочих, способные к полной самореализации; от общества же требуется обеспечение условий для этого; любые проблемы инвалидов объясняются отсутствием должных условий для их интеграции и самореализации.

Однако, такой подход пока не характерен для России. Инвалиды, являясь слабой, социально уязвимой группой населения, нуждаются в социальной защите, обслуживании, обеспечении государства и внимании окружающих людей. В России сложился скорее изоляционный подход с сильной патерналистской ориентацией, где инвалиды – люди, нуждающиеся в особых условиях, помощи, социальном обеспечении, однако чаще в отношении к ним применяются локальные меры в рамках отдельных специализированных учреждений – центров реабилитации, домов для инвалидов, учреждений социальной защиты и обслуживания. Интеграция же в различные сферы общества для инвалидов в России по существу пока еще закрыта. Люди, имеющие физические или психические дефекты часто могут оказаться исключенными из полноценной жизни общества в силу слабости социальной, экономической, градостроительной и прочей инфраструктуры, хотя движение в сторону социального подхода в России так же заметно (развивается система образования и досуга для инвалидов, развивается доступная среда и т.д.).

Отметим, что и общество тоже может страдать от неконструктивного подхода к инвалидам и инвалидности: ведь, потеря громадного потенциала инвалидов обедняет все человечество, изменения в отношении к инвалидности включают как изменения в системе ценностей (равенство в правах, равные возможности и условия жизни), так и полную интеграцию инвалида во все сферы жизни общества (доступная среда, развитая инфраструктура), но главное – необходим сдвиг в общественном сознании и психологии в строну восприятия инвалидов не как «особых», «других», уязвимых и обездоленных, а как равных, «как все», но нуждающихся для полного развития и реализации в особых условиях, которые обязано обеспечить общество. Поэтому одной из важных социальных проблем является изучение отношения общества к инвалидам, прежде всего отношения к инвалидам в России, и его изменение.

С целью определения отношения общества к инвалидам в современной России автором были собраны 44 утверждения об инвалидности, отобранные из 22 различных источников (научных, правовых, учебных, художественных, публицистических по жанру). Вследствие проведенного анализа были оставлены 24 высказывания, выделенные в 5 групп по критерию «отношение к инвалидности» (интеграционный подход (полное включение инвалидов во все сферы); ограничительный подход (инвалидность как ограничение возможностей); изоляционный подход (инвалидность как неспособность, нарушение, бездействие); патерналистский подход (инвалидность как потребность в социальном обеспечении и защите прав); социальный подход (инвалидность как результат социального устройства, как норма, но нуждающаяся в особых условиях). Два из заявленных подходов отражают тенденции социальной модели инвалидности, характерной для передовых стран Запада; три подхода характерны для медицинской модели инвалидности. На основании составленной таблицы была сформулирована анкета, в которой жителям города Новошахтинска предлагалось определить степень согласия или несогласия с перечисленными утверждениями об инвалидах и инвалидности.

На примере жителей провинциального российского города Новошахтинска в результате опроса четырех групп населения – школьников, студентов, работающих и пенсионеров (N = 120 человек, выборка стратифицированная, нерепрезентативная) видно, что значительное большинство граждан (около 60 %) всех возрастных и социальных групп в своем отношении к инвалидам и инвалидности демонстрируют интеграционный подход, при чем характерно, что этот вариант выбирают в первую очередь школьники (73,3%), студенты (66,7%), работающие (56,7%), среди пенсионеров этот вариант выбрали лишь 40%. При этом все также велика роль понимания инвалидности как неспособности, нарушения и бездействия среди всех групп населения – всего почти 50 % опрошенных выбирают этот вариант, из числа школьников этот вариант ответов выбрали 86,7%, из числа студентов 63,3%, из числа пенсионеров 46,7%. С патерналистским подходом к инвалидности как к потребности в социальном обеспечении и защите прав согласны 32%: 70% школьников и 56,7% работающих, а вот с социальным подходом (инвалидность как результат социального устройства) – лишь 23%, среди них работающие (70%) и часть школьников (23,3%).

Заметно, что у молодежи четкой позиции в отношении инвалидности пока не выявлено: значительна доля как сторонников интеграционного, так и изоляционного подходов одновременно; в настоящий момент работающее население предпочитает интегрировать инвалида в нормальную жизнь общества, и также продолжать защищать его права и обеспечивать, чего не совсем достаточно, чтобы изменить отношение к инвалидам (интеграционный подход плюс патернализм). А вот мнения людей пожилого возраста далеко не предвидят изменений по отношению к инвалидам: в большинстве случаев пенсионеры сами являются инвалидами, которые понимают инвалидность как ограничение возможности, неспособности, как нарушение и бездействие – их оценки являются результатом отражения их уязвимого и ограниченного положения. Но по отношению к инвалидам и инвалидности более молодого поколения можно предположить, что отношение к инвалидам изменится, но явно не в скором времени: мнения студентов и школьников отражают их склонность к интеграционному подходу, но и изоляционный подход весьма весом среди молодежи; при этом вообще отсутствует понимание инвалидности как потребности в социальной защите.

Таким образом, мы наблюдаем сильный разброс отношения к инвалидам и инвалидности разных социально-демографических групп, смешение разнонаправленных (и даже прямо противоположных) подходов в духе медицинской и социальной модели инвалидности у населения одновременно, что характерно для периода трансформации ценностей, систем, ориентаций, социальных норм. Это актуализирует проблему формирования адекватного общественного мнения в отношении инвалидов и инвалидности в духе современной социальной модели: 1) развитие ценностей полной и равноправной интеграции инвалидов во все сферы жизнедеятельности; 2) развитие инклюзивных форм образования, занятости, досуга и пр.; 3) в силу менталитета русского народа, религиозных принципов и приоритетов, патерналистских традиций помощи советской эпохи значительная роль должна все еще принадлежать патерналистскому подходу, который может быть модифицирован в духе социального подхода (в данном случае необходимо вытеснение иждивенческих привычек и ориентаций и принятие конструктивного социально-правового подхода к инвалидам и инвалидности).

Добавить комментарий

Для добавления комментария необходимо авторизоваться.
Войти

Похожие статьи

Подпишитесь на наши новости